Для вас, замещающие родители

К чему нужно быть готовым приемным родителям?

Во-первых, не стоит надеяться, что ребенок сразу выскажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство. Во-вторых, надо постараться представить себе, что ребенок уже пережил и откуда у него такое представление о мире и о том, какие правила существуют для общения. В-третьих, нужно будет стараться понять, чего же ребенок хочет, пока вы еще не нашли общего языка.

Как же быть и что делать?

  1. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть!
    1. Правила:
      1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
      2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были.
      3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
  2. Необходимо различать личность ребенка и его поведение. Нет плохих детей – есть неприемлемое поведение. Очень важно в общении с ребенком обращать внимание на малейшие достижения, успехи, хорошие слова, поступки, чтобы он поверил в доброе к нему отношение взрослых. Всем детям нужна дисциплина. Она помогает детям оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих. Если ребенок провинился, необходимо подчеркнуть, что не он сам вызвал недовольство, а его поведение. Совершенно неприемлемо оставлять ребенка одного или игнорировать его – он может подумать, что его отвергают. Самое важное здесь – донести до него, что его понимают и принимают его отрицательные чувства, но не одобряют плохого поведения.
  3. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Ребенок – неповторимая личность. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать только с самим собой. Не надо стремиться сделать его лучше, чем он есть. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями вашего ребенка.
  4. Необходимо уметь помогать ребенку. Если ребенок начинает новое дело, надо стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха и предвидеть возможные сложности. Ребенка необходимо подбадривать, чтобы он достиг цели. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать самому. Лучше помочь ребенку добиться успеха, чем реагировать потом на его неудачи.
  5. Необходимо чаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения. В ситуации выбора можно добиться, чтобы ребенок сделал то, чего не хотел делать сначала.
  6. Нельзя давать ребенку обещаний, которые невозможно выполнить. Родителям надо держать данное ими слово. Однако не стоит ничего обещать в категорической форме. Если же по какой-то причине обещание не было выполнено, необходимо объясниться с ребенком, чтобы он понял, что взрослые тоже могут ошибаться.
  7. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Тогда только он будет взрослеть и становиться «сознательным». Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Первая встреча с ребенком

Часть данных рекомендаций относится к установлению отношений с детьми раннего и младшего возраста, но большинство рекомендаций необходимо учитывать при организации первой встречи и с более взрослыми детьми.

  1. Желательно придти на первую встречу обоим супругам, тогда у ребенка сразу возникнет ощущение, что Вы пара, что и дома Вы будете вместе.
  2. Лучше всего, если знакомство состоится на территории проживания ребенка, в том месте, где ребенок будет ощущать себя комфортно (например: в игровой комнате).
  3. Обоим супругам не стоит надевать яркую, броскую одежду, женщине лучше не делать яркий макияж. Если ребенок опасается посторонних, можно попросить у персонала на время встречи халат.
  4. Лучше проводить первую встречу в присутствии нянечки или воспитателя, которых ребенок хорошо знает и доверяет.
  5. Не стремитесь сразу брать ребенка на руки, это может вызвать у него беспокойство. Лучше в первый раз посидеть с ним рядом, поиграть, привлечь к себе доброжелательное внимание. Если ребенок уклоняется от Ваших рук, убегает, не настаивайте, а попробуйте заинтересовать его мимикой, разговором, игрой.
  6. Нельзя поднимать высоко на руках маленького ребенка (до 3-х лет). Вы можете напугать его, лучше если Вы наклонитесь или присядете и будете общаться с ребенком с уровня его роста.
  7. Не стоит в разговоре с ребенком сюсюкать. Этим Вы не приблизите его к себе, а Ваш разговор примет неестественный оттенок.
  8. Старайтесь не курить перед встречей, лучше не пользоваться парфюмом или духами с резким запахом.
  9. Можно принести с собой мягкую игрушку, рубашку или чашку, чтобы эта вещь напоминала ребенку о Вас. Список возможных подарков согласуйте заранее с администрацией детского учреждения!
  10. Не надо приносить продукты питания. В детских учреждениях свой режим кормления и, скорее всего, Ваш подарок ребенку не отдадут.
  11. Встречу лучше организовывать в соответствии с режимом детского учреждения, после предварительной договоренности с администрацией.

Адаптация ребенка в замещающей семье Опыт показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года и условно делится на три стадии:

  • I. Стадия «Идеализированные ожидания» – как у ребенка, так и у приемной семьи. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу (длится около одного месяца).
  • II. Стадия «Вживания», или собственно адаптации. Происходит выстраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Конфликты происходят реже. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье (длится чуть более полугода).
  • III. Стадия «Равновесие». В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым. Новая семья может помочь ребенку, воссоздавая «линию жизни» в специальном альбоме воспоминаний (длится примерно до конца первого года жизни замещающей семьи).

Усыновление и окружение

Итак, Вашу семью можно поздравить! Она стала больше. Теперь не только вы ощущаете себя обновленной ячейкой общества, но и окружение заметило ваше преображение. Наверняка ваши близкие родственники и друзья понимают и принимают появление нового члена семьи. Если же не в полной мере, как вам хотелось, то тем более возрадуйтесь – ведь вы не похожи на многих, вы особенные! Ваши близкие могут иметь своё мнение, которое в свою очередь не исключает вашего или даже дополняет! Необходимо подготовить людей из окружения, с которыми ему предстоит контактировать. С воспитателями и учителями в образовательных учреждениях, полезно установить «близкий контакт», они должны многое знать о Вашей семье, это им поможет индивидуально подходить к процессу обучения и воспитания Вашего чада.

Ваш ребенок еще мал, чтобы рассказывать ему правду? Подумайте об этом заранее. Существуют разные мнения на этот счет. Бывает так, что подростком ребенку рассказывают «доброжелатели» о его настоящих корнях и прошлом. Психологическая травма необратима в таком случае. Сколько чувств испытает ребёнок тогда к Вам. Чтобы вернуть доверие, возможно, понадобиться много времени и сил. Если в Вашу душу закрались тревоги и опасения, с которыми самостоятельно трудно справиться, лучше обратиться к специалистам – психологам, социальным педагогам, юристам, медицинским работникам, которые смогут дать объективную оценку ситуации и помогут её разрешить.

Тайна усыновления

На данный момент в России тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. (Согласно ст. 139 Семейного кодекса РФ). Между тем психологи и специалисты в области усыновления во всех странах давно уже не спорят, нужно или нет говорить ребёнку, что он приёмный. Нужно. Сохранение тайны подчас даётся чрезмерными усилиями — ведь гарантии этого сохранения практически нет. Иногда сами родители или ближайшие родственники, посвящённые в секрет, могут оговорками, своими страхами или неадекватной реакцией на вполне невинную ситуацию невольно спровоцировать ребёнка на мысли именно в этом «запретном» направлении.

Вера в себя

Важно помнить, что Ваши тревоги и переживания, сложности на пути делают вас сильнее. После любого кризиса происходит новое «рождение». Вы и ваши близкие приобретаете новые качества и взгляды на жизнь. Благодаря вам осуществилась заветная мечта, взошло солнце в нескончаемой темноте, расширились горизонты нереализованных возможностей осиротевшего ребенка.